Back to top

Цветовые характеристики

При внимательном взгляде на цветовой круг, можно заметить несколько особенностей: его желтая часть более светлая, чем синяя, а красная более активная, чем зеленая. Но самая главная особенность его заключается в том, что зрительно цветовой круг не лежит в одной плоскости, в данном случае на листе бумаги. Желто-оранжевая группа цветов словно приподнята над поверхностью, тогда как сине-голубая находится под ней.

Таким образом, мы начинаем знакомство с первой цветовой характеристикой — теплохолодностью, на которой, в первую очередь, строится любая художественная деятельность с использованием цвета.

Вопрос о том, какой цвет является самым теплым, а какой самым холодным, может представляться несколько спорным, поскольку каждый человек от природы воспринимает цвета по своему. Впрочем, эти расхождения незначительны. Очевидно то, что желтый цвет с примесью оранжевого даст нам самый теплый оттенок, а синий с голубым — самый холодный. Здесь уместна природная аналогия: с одной стороны солнце, огонь, раскаленный металл, с другой — лед на срезе, вечерний снег, глубина морской воды и т.д. Это является абсолютным показателем теплого и холодного цвета. Кроме того, в художественной практике мы пользуемся относительной теплохолодностью: желтый цвет теплее зеленого, зеленый теплее голубого, или оранжевый теплее красного, красный теплее фиолетового. Это самые простые примеры.

Теплые и холодные цвета отличаются длиной цветовой волны, у теплых, как правило, волна длиннее, у холодных — короче. Возможно, именно по этой причине, теплые оттенки имеют способность зрительно приближаться к зрителю, а холодные — отдаляться, что очень убедительно видно в природе. Днем, глядя на уходящие к горизонту облака на фоне сине-голубого неба, мы ощущаем гораздо большее пространство, чем вечером при заходе солнца на фоне золотисто-красного. Образно это состояние подмечено в стихотворении В.В. Маяковского:

А за деревнею дыра,
И в ту дыру, наверное,
Садилось солнце каждый раз
И медленно, и верно.

В связи с этим, хотелось бы упомянуть об одном парадоксальном цветовом явлении в природе. Известно, что темные или цветные предметы, по мере удаления от зрителя, приобретают холодный оттенок, что объясняется задерживанием в воздушной среде холодных (коротких) лучей спектра, образующих своеобразную холодную завесу. В тоже время белые или светлые предметы, удаляясь становятся теплее. Дело в том, что они отражают практически все цвета спектра, и красные и оранжевые цвета, имеющие большую длину волны, легче проходят толщу атмосферы. По этой причине, облака, освещенные солнцем, или светлые строения, по мере удаления, приобретают оранжевые и розовые оттенки, а дальний лес — холодные.

Теплые цвета отличаются большей заметностью в пространстве, в связи с чем опасные элементы производственного интерьера, движущиеся части машин, одежда людей, работающих в условиях повышенной опасности, чаще всего имеют желтый и оранжевый цвет. Использование теплых тонов в интерьере создает ощущение солнечности, теплоты и уюта, тогда как, холодные, увеличивая пространство, несут в себе спокойствие и прохладу.

В изобразительном искусстве художники используют теплые тона для того, чтобы вытащить на передний план необходимые предметы. На иллюстрациях представлены упражнения из простейших геометрических элементов, где графическая композиция подкреплена особенностью восприятия теплого и холодного цвета (таблица 4).

Таблица 4. Графическая композиция, подчеркивающая особенности восприятия теплых и холодных цветов
Таблица 4. Графическая композиция, подчеркивающая особенности восприятия теплых и холодных цветов

Итак, мы познакомились с первой цветовой характеристикой — теплохолодностью и перейдем теперь к характеристике второй, которая называется светлотой. В некоторых материалах по цветоведению и в разговорной практике среди художников ее называют яркостью.

Светлота определяется интенсивностью светового потока, падающего на цветовую поверхность. Интенсивность имеет свои пределы, за которыми глаз человека не способен её воспринимать. С одной стороны свет солнца, электросварки, с другой — полное отсутствие источника света. Поэтому, мы возьмем такую светлотную шкалу, которая воспринимается человеческим глазом. Самым светлым считается у художников полированное серебро на свету, а самым темным — черный бархат в тени. Между ними находится теоретически бесчисленное множество серых оттенков, называемых ахроматическим рядом, то есть не имеющим цвета. Можно изобразить его в упрощенном виде с помощью белой и черной красок, подмешивая к белой, с каждой ступенью, все большее количество черной.

Теперь посмотрим, как будет меняться светлота того или иного спектрального цвета. Для этого будем подмешивать к нему с одной стороны белила, с другой — черную краску. Чем больше световой поток, тем светлее цвет и, чем меньше  — темнее. Порой считают, что при интенсивном световом потоке цвет звучит активнее, например, в яркий солнечный день. Это неверно. Опыт показывает, что лучше всего цвет воспринимается в светлый пасмурный день. Кстати, по этой причине, многие художники-живописцы стараются не выставлять свои работы при слишком ярком освещении. Приведем, в качестве примера изменения цвета по светлоте следующую таблицу. Обратите внимание, что цвет жёлтый, сам по себе светлый, даст больше темных оттенков, тогда как синий, темный, — больше светлых.

Таблица 5. Изменение спектральных цветов по светлоте
Таблица 5. Изменение спектральных цветов по светлоте

Интересный результат изменения цвета по светлоте можно получить, используя геометрические композиции. При этом заметно увеличивается наша цветовая палитра с появлением более сложных оттенков: розовых, бордовых, коричневых, охристых, оливковых и т.д.

Таблица 6. Геометрические композиции с изменением цвета по светлоте
Таблица 6. Геометрические композиции с изменением цвета по светлоте

И, наконец, переходим к последней, третьей характеристике цвета — насыщенности.

Под насыщенностью понимается содержание чистого спектрального цвета в той или иной смеси с другими цветами. Ахроматический тон (серый), соответствующий спектральному цвету по светлоте, является той идеальной смесью, которая при добавлении к цвету уменьшит его насыщенность, но не изменит его ни по светлоте, ни по теплохолодности. На черно-белой фотографии такой ахроматический тон и спектральный цвет будут представлять единое серое пятно. Каждому спектральному цвету соответствует свой ахроматический тон. Ниже представлена таблица со ступенями убывающих цветов, полученных в результате добавления соответствующих ахроматических тонов.

Таблица 7. Изменение цветовой насыщенности при добавлении ахроматического тона
Таблица 7. Изменение цветовой насыщенности при добавлении ахроматического тона

Как видно, изменение цветовой насыщенности позволяет получить удивительное многообразие нежных, пастельных тонов, необычайно тонких и сложных.

Кстати, отметим, что цветовая насыщенность, отчасти меняется и при изменении цвета по светлоте, но только отчасти.