Back to top

Светлотный и цветовой контраст

Изменяя цвет ступенями по теплохолодности, светлоте и насыщенности или глядя на цветовой круг, можно заметить, что однородный цвет ступени воспринимается нами неодинаково по всей поверхности. Край, граничащий с более светлой ступенью, кажется более тёмным, а граничащий с более темной ступенью — более светлым. Эта зрительная особенность называется светлотный контраст. Отдельно взятый цвет воспринимается нами по-разному в зависимости от соседства с различными цветами. Близкие по цвету предметы кажутся одинаковыми при отдельном рассмотрении, но стоит расположить их рядом, как сразу видна их цветовая разница.

Художникам-живописцам хорошо известно, что отдельно взятый красивый цвет в определенном цветовом окружении может оказаться совершенно невыразительным, в то время, как цвет «грязный» в том же окружении окажется звучным и красивым. При этом серые тона ахроматического ряда могут приобретать цветовые оттенки. В этих случаях проявляется контраст цветовой.

Цветовые отношения — вот что, в конечном счете, определяет достоинства цветовой композиции в самом широком смысле этого слова.

Рассмотрим светлотный и цветовой контраст на примерах.

В качестве примера светлотного контраста изобразим гуашевыми красками горизонтальную полосу среднего серого тона, а затем сверху и снизу расположим вдоль неё светлотные ступени ахроматического ряда от светло-серого до черного цвета. И тогда равномерно покрытая горизонтальная полоса будет казаться среди светлых ступеней темнее, а среди тёмных — светлее, а сами ступени будут восприниматься неоднородными по светлоте.

Таблица 18. Пример светлотного контраста. На фоне ступеней ахроматического ряда равномерно покрытая горизонтальная полоса кажется неоднородной.
Таблица 18. Пример светлотного контраста. На фоне ступеней ахроматического ряда равномерно покрытая горизонтальная полоса кажется неоднородной.

Пойдём дальше. Будем сочетать ахроматические тона с цветными, хроматическими. Приведу пример из природного явления. Светлые стволы осенних берез, имеющих слабую цветовую насыщенность, просматриваясь на фоне зелени озимых, казались розоватыми, а на фоне охристой опавшей листвы приобретали синеватый оттенок. На фоне активного цветового пятна тон ахроматический приобретает легкий оттенок цвета противоположного (дополнительного).

Таблица 19.
Таблица 19.

Выполним ряд упражнений: изобразим одинаковые ахроматические квадраты на фоне больших, с различными насыщенными цветами. Серые квадраты, с одной стороны, начнут приобретать цветовые оттенки противоположные окружающему цвету, а с другой окажутся разными и по светлоте. Это уже пример одновременно цветового и светлотного контраста.

Таблица 20. Пример одновременного цветового и светлотного контраста.
Таблица 20. Пример одновременного цветового и светлотного контраста.

Можно составить множество таблиц, состоящих из самых различных цветовых сочетаний, где будут порой сложно переплетаться светлотный и цветовой контрасты. Например, в большей степени цветового контраста можно добиться, если в приведенном выше примере вместо серых ахроматических квадратов поместить цветные. Одинаковые цвета в различном цветовом окружении станут, в одних случаях теплее, а в других — холоднее, и при этом изменится их светлота.