Back to top

Способ М. А. Врубеля

Этим способом пользовались многие мастера конца XIX века. Это — П. П. Чистяков, И. Е. Репин, В. И. Суриков и многие другие. Но свое наиболее полное и последовательное воплощение он нашел в работах М. А. Врубеля. Как правило, это акварели небольшого формата, по словам самого М. А. Врубеля, размер «с почтовую открытку», а также 20x30 см, 30x40 см и очень редко большего размера. Некоторые работы П. П. Чистякова и И. Е. Репина имеют приблизительный размер ½ современного листа ватмана.

И.Е. Репин. «Портрет Н.И. Репиной, дочери художника». 1896 г.
И.Е. Репин. «Портрет Н.И. Репиной, дочери художника». 1896 г.
В.Е. Савинский. «Женский портрет с пестрой шалью». 1931 г.
В.Е. Савинский. «Женский портрет с пестрой шалью». 1931 г.
В.И. Суриков. «Букет. Этюд для картины "Римский карнавал"». 1884 г.
В.И. Суриков. «Букет. Этюд для картины "Римский карнавал"». 1884 г.

Попробуем теперь на основе воспоминаний, исследований, писем М. А. Врубеля и, конечно, самих акварелей представить возможную последовательность работы этим способом.

  1. Твердым карандашом на хорошо проклеенной бумаге средней или мелкой зернистости в зависимости от размеров работы выполнить подробный, строгий рисунок с изображением внешних и внутренних контуров объектов, а также бликов, полутонов, теней как собственных, так и падающих, границ цветовых пятен, складок тканей, орнаментов и т.д. Примером может служить незавершенный портрет Н. И. Забеллы-Врубель 1904 года, на котором М. А. Врубель успел сделать несколько мазков на прическе и головном уборе, предоставив таким неожиданным образом возможность увидеть практически целиком этот удивительный подготовительный рисунок.
  2. Изображаемые объекты прокрыть общим локальным цветовым тоном в ⅓, ½, цветовой силы, светлоты. Оставить непрокрытыми блики и другие светлые места. Подчеркнуть разницу в цвете между предметами или их частями.
  3. По высохшему предварительному слою нанести отдельные цветовые плоскости изображаемого объекта в полную силу, создавая некую цветовую мозаику, переходя от более крупных заливок к более мелким. Там, где цветового тона недостаточно, прокрыть последующие цветовые слои по высохшим предыдущим. И так до завершения работы, которая должна представлять собой объект, состоящий как бы из граней, площадок, по-разному расположенных в пространстве.
  4. На данном этапе возможны некоторые размывки кистью, смягчающие резкие края некоторых заливок. Размывки могут обобщить отдельные участки работы, а также ослабить цветовой перегруз в случае ошибки. После высыхания данного участка на него можно нанести нужный цветовой тон. Иногда используются в качестве приема мелкие точки и штрихи, чтобы довести до нужного тона небольшие цветовые участки, т. е. по образному выражению художника К. А. Сомова, нужно «пуповать работу». Таким образом заполняются и мелкие промежутки между отдельными заливками.

Образцами такой последовательности работы акварелью являются ранние работы М. В. Врубеля: «Натурщица в обстановке Ренессанса» 1883 года, «Портрет старушки Кнорре за вязанием» 1883 года, натюрморт «Ткани» 1884 года, незаконченный портрет В. Е. Ершовой 1880-х годов, в котором благодаря незаконченности можно многое увидеть.

М.А. Врубель. «Натурщица в обстановке Ренессанса». 1883 г.
М.А. Врубель. «Натурщица в обстановке Ренессанса». 1883 г.
М.А. Врубель. «Натюрморт "Ткани"». 1884 г.
М.А. Врубель. «Натюрморт "Ткани"». 1884 г.

К сказанному следует добавить, что этот способ можно дополнить еще одним приемом в начале работы после выполнения рисунка. На лист бумаги нужно нанести слабый цветовой тон акварели, соответствующий общему тону изображаемой постановки, что придает работе особый цветовой настрой и обобщает ее. Так советовали вести учебные многослойные работы преподаватели в Московской средней художественной школе во время моего обучения в конце 1950-х годов. Впоследствии, став художником, я часто использовал этот прием в акварельных работах.

А.К. Назаров. «Лена». 1992 г.
А.К. Назаров. «Лена». 1992 г.
А.К. Назаров. «Новогодний натюрморт». 2003 г.
А.К. Назаров. «Новогодний натюрморт». 2003 г.