Back to top

Акварельно-графический способ

Этот способ сочетает в себе графические и акварельные приемы. Он берет начало от подкрашенных гравюр и рисунка XVIII - начала XIX века. Но если в них преобладающим было графическое начало, то в рассматриваемом способе рисунок и акварель выступают как бы на равных, дополняя друг друга, когда штрих карандаша играет столь же важную роль, что и цвет, когда графическое и живописное начала оказываются слиты. Это очень хорошо просматривается в акварелях П. Синьяка начала 30-х годов XX века, в которых он, активно используя основные цвета — желтый, красный, синий и зеленый, добавляя немного черный, следует одному из трех своих принципов: «...первоначальный карандашный набросок не должен исчезнуть под пятнами акварели, напротив, он должен быть отчетливо виден, чтобы «создать игру линий в пустотах, разграничивающих те пространства, которые надлежит расцветить» (Ф. Долт. Французская акварель XIX века/Пер. с фр. М. Н. Прокофьевой. М., 1981. С. 138).

П. Синьяк. «Барфлер». 1931 г.
П. Синьяк. «Барфлер». 1931 г.
П. Синьяк. «Натюрморт». 1926 (1918)? г.
П. Синьяк. «Натюрморт». 1926 (1918)? г.

В начале XX века, сочетая акварель с графическими приемами, работали А. П. Остроумова-Лебедева, акварели которой носили более строгий цветовой характер, и позднее Д. И. Митрохин. Его работы отличаются выразительным линейным рисунком, поддержанным штриховкой в тенях и по форме предметов, и энергичным использованием акварели и даже в ряде случаев цветного карандаша.

А.П. Остроумова-Лебедева. «Петербург. Вид из Петровского парка». 1912 г.
А.П. Остроумова-Лебедева. «Петербург. Вид из Петровского парка». 1912 г.
Д.И. Митрохин. «Раковины». 1965 г.
Д.И. Митрохин. «Раковины». 1965 г.
Д.И. Митрохин. «Айва и хурма». 1966 г.
Д.И. Митрохин. «Айва и хурма». 1966 г.
Д.И. Митрохин. «Гладиолус». 1972 г.
Д.И. Митрохин. «Гладиолус». 1972 г.

Акварельно-графический способ может быть успешно применен как в иллюстративных, так и в станковых работах, пейзаже, натюрморте и даже портрете. Мне приходилось пользоваться им в тех случаях, когда за сравнительно небольшое время нужно было сделать максимально выразительный этюд, чтобы зафиксировать увиденное, который затем использовался в последующей работе.

А.К. Назаров. «Ветка хурмы». 2001 г.
А.К. Назаров. «Ветка хурмы». 2001 г.

Последовательность работы акварельно-графическим способом:

  1. На лист бумаги, фактура которой может иметь различный характер (в зависимости от желания исполнителя), нанести свободный интенсивный рисунок мягким графитным или черным карандашом. Можно использовать черный карандаш из набора обычных цветных карандашей или стержень «негро». Формы предметов можно моделировать штрихами. Там, где необходимо, штрихами может быть заполнен и фон. При этом пользоваться ластиком не обязательно, предварительные легкие линии придают работе некоторую живость.
  2. Используя текучесть акварели, на законченный рисунок нанести в полную силу цвета красящий слой, где один цвет может плавно переходить в другой.
  3. На данном этапе можно усилить тени, вводя в работу дополнительные цветовые пятна, наносимые на просохший основной слой.

К сказанному следует добавить, что для рисунка могут быть использованы угольный карандаш и акварельный, который слегка размываясь наносимым слоем краски, придает работе некоторую мягкость. Можно также применять и различные цветные карандаши, подчеркивающие фактуру предмета и его форму.