Back to top

Иллюстративно-декоративный способ

Этот способ, часто применяемый в современной иллюстративной графике, а также при выполнении декоративных работ, основан на одноразовом нанесении акварельного красочного слоя на определенный участок изображения со строго обозначенными границами. Все цветовые оттенки на данном участке должны плавно перетекать один в другой.

Такие работы выполняются в условиях мастерской на основе собранного этюдного материала с натуры с предварительным карандашным эскизом в натуральную величину.

Прекрасной темой для данного способа кроме иллюстрации являются композиции из цветов, всевозможных овощей и фруктов, словом, все то, что принято называть дарами природы, в сочетании с предметами быта. Гораздо реже этот способ используется в пейзаже и практически не применим в портрете из-за своеобразных, порой неожиданных, цветовых заливок.

А.В. Хорошилова. «Летний букет». 2002 г. Изостудия, г. Троицк
А.В. Хорошилова. «Летний букет». 2002 г. Изостудия, г. Троицк
А.В. Хорошилова. «Ирисы». 2001 г. Изостудия, г. Троицк
А.В. Хорошилова. «Ирисы». 2001 г. Изостудия, г. Троицк
Лащенко Наташа, 15 лет. «Осень». ДХШ, г. Троицк
Лащенко Наташа, 15 лет. «Осень». ДХШ, г. Троицк
Вартапетов Карен, 16 лет. «Дары природы». ДХШ, г. Троицк
Вартапетов Карен, 16 лет. «Дары природы». ДХШ, г. Троицк

Последовательность работы иллюстративно-декоративным способом:

  1. Необходимо хорошо продумать и выполнить в натуральную величину графитным карандашом эскиз предстоящей работы. На эскизе четко обозначить все будущие цветовые участки, определяемые характером композиционного построения изображения. При этом цветовыми участками могут быть как отдельные предметы, так и их части, на которые затем можно нанести акварель в полную силу с одного раза.
  2. На данном этапе выполняется основная цветовая часть работы. Насыщенным красочным слоем, вводя в него последовательно все необходимые цветовые оттенки, плавно переходящие друг в друга, нужно прокрыть прорисованный по контуру участок изображения. Заливку следует выполнять кистью мягко, с достаточным количеством воды по всей поверхности участка, не допуская высыхающих пятен. Вторичные нанесения краски и всевозможные исправления не желательны, а порой и не допустимы, так как полученный цветовой участок должен выглядеть свежо, сочно, переливчато. В этом заключается весь смысл данного способа. После того как прописанный участок полностью просохнет к нему приписывается другой и так далее до полного завершения работы. При этом планшет, на котором закреплен лист бумаги, во время работы должен располагаться под углом, чтобы краска хорошо стекала вниз. Планшет также можно отклонять в разные стороны, направляя красочный слой в нужном направлении.
  3. Изображенная композиция хорошо воспринимается декоративным силуэтом на фоне белого листа бумаги. Но, по желанию, можно ввести цветной фон — как темный, так и светлый. Для этого необходимо выбранным в качестве фона цветом с помощью небольшой кисти обвести изображение контуром толщиной от 0,5 до 1 см. Мелкие промежутки фона следует заполнить целиком.
  4. Расположить работу горизонтально и большой кистью прокрыть фон вокруг обозначенного контура, добавляя активно краску и воду, размывая четкость контура с наружной стороны. Красящий слой может растекаться неравномерно, меняя свою интенсивность, плавно сходя на нет в некоторых местах, образуя своеобразные перламутровые заливки. После этого работа должна находиться в горизонтальном положении до полного высыхания.

Иллюстративно-декоративный способ можно назвать современным, поскольку в настоящее время этим способом работают многие художники-иллюстраторы и станковисты, желающие придать своим работам декоративный характер. Впрочем, отдельные признаки способа можно заметить в иллюстрациях таких мастеров прошлого, как В. М. Васнецов и И. Я. Билибин, а также и некоторых станковых работах В. М. Конашевича.

Очень ярко, полно, наглядно технические приемы этого способа нашли выражение в декоративных работах эстонской художницы М. В. Лейс, выполненных в конце XX века. Ее работы удивляют своей оригинальной динамичной композицией, цветовой культурой и графической изысканностью.

М.В. Лейс. «Натюрморт. Овощи». 1977 г.
М.В. Лейс. «Натюрморт. Овощи». 1977 г.
М.В. Лейс. «Полдень». 1975 г.
М.В. Лейс. «Полдень». 1975 г.

И не случайно иллюстративно-декоративный способ акварельной живописи нашел отклик в творчестве молодых художников-акварелистов.