Back to top

Способ Л. В. Фонвизина

Рассматриваемый способ акварельной живописи назван по имени замечательного художника Артура Владимировича Фонвизина, работавшего в удивительной, неповторимой манере. И хотя существует мнение, что Фонвизин традиционен в своих работах, его скорее всего можно отнести к тому обстоятельству, что художник не пользовался белилами, не примешивал к акварели гуашь, т. е. был традиционен в чистой акварели. В остальном его работы носят глубоко индивидуальный характер.

А.В. Фонвизин. «Портрет Д.В. Зеркаловой». 1939 г.
А.В. Фонвизин. «Портрет Д.В. Зеркаловой». 1939 г.
А.В. Фонвизин. «Портрет жены»
А.В. Фонвизин. «Портрет жены»

Можно было бы именно по этой причине не рассматривать его способ акварельной живописи, если бы не множество последователей, а точнее подражателей среди последующих поколений художников, особенно современных молодых акварелистов. Некоторые художники и искусствоведы считают, что Фонвизин исполнял свои акварели но влажной поверхности бумаги. Это неверно. И совершенно права Г. Загянская, которая отмечала, что Фонвизин не работает на предварительно смоченной бумаге, когда художник целиком зависит от капризов растекающейся по мокрой бумаге краски.

Сохранились воспоминания современников художника, его моделей, наблюдавших за работой мастера. Можно внимательно посмотреть, и не один раз, на его работы в Третьяковской галерее и на различных выставках (кстати, в марте 2003 гола в ГМИИ им. А. С. Пушкина прошла выставка его работ), чтобы сделать определенные выводы.

А. В. Фонвизин писал на ватманских листах ГОЗНАК ручной работы с небольшой зернистостью, прикрепляя бумагу к планшету кнопками, след от которых так и остался на работах.

Похоже, автор не делал подготовительного рисунка карандашом, а начинал рисовать тоненьким кончиком кисти, намечая только незначительные контуры изображаемого, о чем свидетельствуют незаконченные работы. Впрочем, эта незаконченность скорее производит впечатление особой лаконичности, присущей его работам.

Затем, набрав крупной кистью большое количество воды с краской, он мягко втирал ее в поверхность бумаги, добавляя другие цвета для получения необходимого сложного тона, т. е. получалась своеобразная палитра на самой работе. С большим мастерством художник управлял широкими цветовыми потёками с помощью кисти, чередуя темные и светлые участки, оставляя порой почти нетронутой бумагу.

Кое-где художник вносил цветовые акценты на высохшей поверхности предыдущего слоя, порой совсем незначительные, почти точки, чтобы подчеркнуть форму или цветовое пятно. В портретах чаще всего акцентируются глаза и губы. В некоторых работах видно, как художник, взяв активный цвет, который на первый взгляд выбивается из общего тона листа, наносил на его поверхность широкий мазок трепетным движением кисти.

В поздних работах А. В. Фонвизин слегка размывал некоторые цветовые участки, сочетая их с четкими заливками, а также накладывал несколько слоев цвета друг на друга. Однако его работы не производят впечатления многослойной акварели, они сохраняют удивительную свежесть, прозрачность и светоносность.

В заключение хочется добавить следующее. Рассматривая акварели современных молодых художников, увлеченных творчеством Л. В. Фонвизина, хочется верить, что они в конечном счете смогут от подражания большому мастеру, скорее формальному, подойти к глубокому осмыслению его творчества и, используя основные, принципиальные подходы художника к акварели, создадут свои неповторимые работы.

Д.С. Сарджент. «Женщина с колли». 1900 г.
Д.С. Сарджент. «Женщина с колли». 1900 г.
К.И. Рудаков. «В театре». 1932 г.
К.И. Рудаков. «В театре». 1932 г.
А.К. Назаров. «Белая сирень». 1999 г.
А.К. Назаров. «Белая сирень». 1999 г.
Муминов Николай. «Натюрморт». ДХШ, г. Троицк
Муминов Николай. «Натюрморт». ДХШ, г. Троицк