Название способа может показаться странным, так как, говоря об акварельной живописи, мы чаще всего связываем ее с такими определениями, как легкая, прозрачная, «незамученная», и только иногда употребляем выражение «незначительная размывка кончиком кисти». Тем не менее многие известные акварелисты пользовались в многослойной живописи размывочным способом, позволяющим добиваться удивительной игры цвета па бумаге, мягкости форм, воздушности и в то же время плотности и материальности, где это необходимо, при изображении самых равных объектов.
Размывочным способом активно пользовались такие художники, как П. П. Чистяков, В. А. Серов, M. А. Врубель, И. Е. Репин, испанец М. Фортуни, американский художник Э. Уайет, советские мастера акварельной живописи. Из современных акварелистов можно назвать харьковского художника Виктора Сидоренко.
Прекрасным образцом применения размывочного способа является работа П. П. Чистякова «Мастерская художника в Риме». Удачно использован он М. А. Врубелем в портрете украинской девушки и портрете Т. С. Любатович в роли Кармен. Правда, в некоторой современной литературе по акварельной живописи говорится о том, что названная работа — образец однослойной живописи по сырой поверхности. Это неверно. Здесь допущена двойная ошибка. Если внимательно посмотреть на этот портрет, становится понятным, что результат, полученный М. А. Врубелем, достигнут именно способом размывки и возможно неоднократной размывки нескольких слоев. И, наконец, художник использовал для фона портрета или гуашь, или смешанные с акварелью белила.
Виртуозно пользовался размывками Мариано Фортуни в своих античных и арабских сюжетах. Часто применял всевозможные размывки в своих акварелях В. А. Серов, делая это, скорее всего, кистью по ходу работы на натуре. Во всяком случае в работах русских мастеров конца XIX века, а также акварелистов советского времени размывочный способ применялся достаточно широко.
Мне пришлось столкнуться впервые с этим способом во время учебы в художественной школе, когда один старшеклассник, увидев мою неудавшуюся работу, посоветовал смыть ее под струей воды кистью или губкой так, чтобы изображение на бумаге осталось словно в тумане, а затем после полного высыхания написать ее снова. Впоследствии преподаватели положительно оценили мою работу.
Последовательность работы размывочным способом может выглядеть следующим образом.
- Необходимо подобрать хорошо проклеенную плотную бумагу с ярко выраженной фактурой и нанести на нее строгий подробный рисунок карандашом марки T или Н. Важно, чтобы рисунок не был слишком бледным. Лист бумаги закрепить на планшете.
- Нанести красящий слон в полную силу цвета, прокрывая последовательно цветовые плоскости изображаемого предмета или объекта. Делается это примерно так, как при работе по сухой поверхности бумаги в однослойной акварели. Затем поверхность работы необходимо полностью просушить.
- Смыть изображение, желательно под струей воды, кистью или мягкой губкой таким образом, чтобы оно смотрелось как бы через слой прозрачной ткани пли пелену тумана. Затем работу необходимо полностью просушить. После просушки нанести легкие прозрачные слои цвета, моделируя форму предметов или объектов, доводя работу почти до законченного состояния. Нужно ли делать следующее смывание изображения? Это решать самому художнику. Для получения необходимого результата изображение может смываться полностью или частично несколько раз, важно, чтобы выдержала бумага. Таким образом, создается своеобразный подмалевок с перламутровой цветовой поверхностью, получаемый «безжалостным» способом.
- С помощью легких заливок необходимо довести работу до законченного состояния, сохраняя при этом прозрачность, даже легкость цвета. Словом, надо закончить работу так, чтобы за последними слоями не чувствовалось мучительной работы. При удачном решении задачи можно добиться, где это необходимо, и воздушности, и плотности изображения.