Back to top

Смешанный способ

Об этом способе, в отличие от предыдущих, можно сказать совсем немного, поскольку он не имеет определенной последовательности в процессе работы. Понятно, что способ предполагает сочетание нескольких способов в одном акварельним листе. Опыт подсказывает, что выполнить ту или иную акварель каким-то одним способом за определенным исключением бывает очень трудно. Например, трудно написать одним способом дождливое небо с просветами и полосами дождя и плотную мокрую землю одновременно или туманную даль залива и плывущий на переднем плане тяжелый катер-буксир. И это только маленький пример. Ведь каждый способ чаще всего бывает хорош для выражения определенной творческой задачи. Кроме того, несмотря на некоторые потери на пути своего развития, акварельное искусство постоянно обогащается новыми техническими приемами.

Сказанное, конечно, вовсе не означает, что смешанный способ предполагает сочетание всех способов или большинства в одном. Это выглядело бы чем-то искусственным, механическим. Важно разумное сочетание того, что помогает художнику максимально выразить ту или иную творческую задачу. Многие опытные акварелисты уже давно научились сочетать в одной работе различные способы. В качестве примера можно привести работы замечательного мастера акварели 40-50-х годов XX века В. С. Климашина, ушедшего очень рано, но оставившего целую галерею блистательных работ, в которых он органично сочетает возможности однослойной и многослойной акварельной живописи.

В.С. Климашин. «Моросит» (Старый Пхеньян). 1957 г.
В.С. Климашин. «Моросит» (Старый Пхеньян). 1957 г.
В.С. Климашин. «Розовый вечер. Суханово». 1956 г.
В.С. Климашин. «Розовый вечер. Суханово». 1956 г.
В.С. Климашин. «Скоро грачи». 1956 г.
В.С. Климашин. «Скоро грачи». 1956 г.
В.С. Климашин. «Индийская женщина». 1952 г.
В.С. Климашин. «Индийская женщина». 1952 г.

В заключение приведу пример исполнения работы смешанным способом из своей практики. В одной из работ мне пришлось сделать сначала цветной подмалевок по увлажненной бумаге. Затем с помощью синей краски с небольшим добавлением коричневой был выполнен рисунок в технике гризайли с моделировкой форм. Потом работа расцвечивалась с помощью легкой зелени, охры светлой и английской красной с небольшим добавлением черной краски. Кое-где были применены частичные размывки с последующим наложением цвета. И наконец, сделаны какие-то незначительные добавления, акценты точками, штрихами для полного завершения работы.

А.К. Назаров. «Первый снег в ноябре». 2001 г.
А.К. Назаров. «Первый снег в ноябре». 2001 г.
Т.Г. Куденко. «Японский мотив». 2002 г. Изостудия, г. Троицк
Т.Г. Куденко. «Японский мотив». 2002 г. Изостудия, г. Троицк