Back to top

Способ П. Сезанна

Название способа указывает на его происхождение. Известно, что Поль Сезанн, помимо масляной живописи, охотно и очень успешно писал акварельными красками. Сохранились очень интересные акварели художника. Одни, как «Облокотившийся курильщик», написаны буквально двумя цветами: сине-пепельным и охрой красной. В других он немного расширяет свою палитру до трех цветов - зеленого, охры красной и желтой, оставляя как основу сине-пепельный цвет. В своих работах Сезанн опирался на один из трех принципов Поля Синьяка, который заключался в том, чтобы никогда не накладывать одну краску на другую, так как любой положенный поверх другого тон выцветает. Но в последние годы П. Сезанн, продолжая страстно увлекаться акварелью, писал совершенно по-другому. Он перекрывал один цвет другим, затем третьим и так далее, используя при этом основные цвета - синий, красный, зеленый и желтый, примешивая к ним в небольшом количестве черный цвет, с помощью которого делал незначительные штриховые акцепты поверх мазков. Самое главное, что П. Сезанн не смешивал основные цвета между собой, а использовал как бы принцип наложения друг на друга цветных стекол. Вот что писал об этом Эмиль Бернар в 1904 году: «Он начинал с легкой тени, наносил пятно, покрывал его другим, большим пятном, затем третьим, пока все эти цветовые градации, перекрывая друг друга, не вылепливали цветом форму предметов» (Поль Сезанн и русский авангард начала XX века: Каталог/Науч. ред. А. Г. Костеневич. СПб., 1998. С. 132).

П. Сезанн. «Натюрморт с яблоками на кухонном столе». Около 1900 г.
П. Сезанн. «Натюрморт с яблоками на кухонном столе». Около 1900 г.
П. Сезанн. «Натюрморт с голубым кувшином». 1904-1906 гг.
П. Сезанн. «Натюрморт с голубым кувшином». 1904-1906 гг.

Художник работал над всей композицией, касаясь то первого, то второго плана, то неба, а когда возвращался к тому или иному участку, новое наложение краски не смывало предыдущий слой. Прозрачность акварели сохранялась.

Трудно сейчас сказать с уверенностью, кто наряду с П. Сезанном мог использовать этот способ, так как многие его современники работали, стараясь не перекрывать один чистый цвет другим.

Так или иначе, описанный способ просматривается в работах художников конца XX века. Мне приходилось видеть выполненные похожим образом работы на московских выставках. Их отличала воздушность в сочетании с особой звонкостью и свежестью цвета.

Последовательность работы этим способом следующая.

  1. На лист бумаги нанести свободный рисунок графитным карандашом средней мягкости без использования ластика. Ошибочные линии, если они не столь интенсивны, можно оставить на бумаге, они дополнят будущий цветовой слой некоторой игрой линий.
  2. Нанести цвет, начиная с синего, на тех участках, где он может присутствовать в той или иной степени. Мазки следует делать небольшие, по форме предмета, прозрачные, легкие. Затем нужно нанести остальные цвета один за другим в любой последовательности, например красный, зеленый, желтый. Важно, чтобы переход от более светлых тонов к более темным был постепенным. К чистым цветам в небольшом количестве можно добавить черный цвет. Перекрывание одного цветового пятна другим может быть неполным, т. е. чтобы предыдущий цвет кое-где просматривался в чистом виде. В этом приеме заключается особая цветовая прелесть способа.
  3. На данном этапе нужно сделать цветовые акценты с использованием черного цвета, подчеркивающие форму изображаемого предмета или объекта.
Т.Г. Куденко. «Натюрморт». 2003 г. Изостудия, г. Троицк
Т.Г. Куденко. «Натюрморт». 2003 г. Изостудия, г. Троицк
А.В. Хорошилова. «Осенний натюрморт». 2001 г. Изостудия, г. Троицк.
А.В. Хорошилова. «Осенний натюрморт». 2001 г. Изостудия, г. Троицк.

В работе этим способом можно использовать вместо чистых ярких цветов земельные цвета, например охру светлую, охру красную, а к ним добавить окись хрома, голубую ФЦ и черную. Интересная работа может получиться, если карандашный рисунок сделать каким-нибудь цветным карандашом, например синим, зеленым или любым другим; важно, чтобы он был хорошо заметен на бумаге.