Все более или менее значительные произведения живописи и многих других видов искусства строятся на основе цветовой организации. Но так ли необходимо художнику понимать цветовую организацию? Не проще ли добросовестно и точно передать увиденный в натуре цвет, соблюдая при этом цветовые отношения?
К сожалению, следуя этому правилу, мы получим, пусть даже очень богатое, но при этом скучное, невыразительное цветовое месиво, лишенное гармонии.
Дело в том, что заложенная в самой природе цветовая организация, обнаруживает себя, чаще всего, лишь намёками и очень редко более откровенно. На основе длительных природных наблюдений, анализа произведений художников разных поколений и личного опыта можно выделить несколько видов цветовой организации. Но сначала рассмотрим пару примеров природных наблюдений.
Однажды, в серый зимний день, проходя через березовую рощу, я обратил внимание на цветовой порядок в окружающей природе. Цвет неба был светло-серый с легким фиолетовым оттенком, ветви берез на фоне неба были коричневые и тоже с фиолетовым оттенком, небольшой участок дальнего хвойного леса имел сдержанный синий цвет, в котором угадывался и фиолетовый. Снег, самое светлое пятно в пейзаже, очень слабо, но отражал фиолетовость неба, а вот стволы берез при этом были словно окрашены в светло-оливковый оттенок. Вспомним цветовой круг и обратим внимание на то, что сине-фиолетовый и зелено-желтый цвета, которые словно пронизывают описанный пейзаж, являются противоположными или дополнительными по цветовому кругу.
Ещё один пример. Вы сидите поздним вечером перед костром, который освещает фигуры людей, предметы, деревья желто-оранжевым цветом. При этом в тени всего, что освещено, будут просматриваться синеватые и голубоватые оттенки, таким же будет восприниматься и цвет вечернего неба. Снова смотрим на цветовой круг и выделяем два дополнительных (противоположных) цвета: сине-голубой и желто-оранжевый.
Теперь обратимся к произведениям крупных мастеров. Лучшие полотна В.И. Сурикова при наличии огромного количества цветовых оттенков словно пронизаны золотистым и синим цветами. В пейзажах В.А. Серова, особенно ранних, сложная теплая зелень сочетается с коричневато-фиолетовыми тонами, а на работах М.А. Врубеля фиолетово-синие оттенки удивительно соседствуют с глубокими оливковыми. У различных мастеров мы можем увидеть и другие колористические особенности, которые не обязательно основаны на применении двух дополнительных цветов. Например, в живописи Рембрандта многое строится на золотистых и красноватых тонах, а порой дополняется и зеленоватыми оттенками, а в работах Эль Греко можно увидеть по две пары противоположных цветов. Вглядываясь в произведения мастеров можно привести и множество других примеров, открывая те или иные колористические особенности.
Попробуем теперь выделить несколько видов цветовой организации на примерах композиционных заданий и учебных постановок.
Диада
Цветовая организация, в которой участвуют два цвета называется диадой. У неё есть два основных варианта.
Диада из дополнительных цветов
Этот и другие варианты цветовой организации предлагаются в качестве заданий для самостоятельного выполнения. Работы можно выполнять гуашью, добавляя белую и черную краски для изменения цвета по светлоте, или акварелью, добавляя только черную краску, поскольку светлые тона будут получаться при большем количестве воды. Можно изобразить графическую композицию, абстрактную или станковую постановку (натюрморт), трансформируя её применительно к выбранным цветам. В процессе работы вы получите огромное количество сложных оттенков и придадите работе определенную цветовую направленность и настроение.
Возьмите за основу два любых цвета, расположенные противоположно по цветовому кругу (дополнительные).
Нюансная диада
Используйте два любых цвета, расположенные в цветовом кругу рядом (нюансный вариант).
Триада
Триадой называется цветовая организация, в которой участвуют три цвета.
Три цвета на равном удалении друг от друга
В этом задании необходимо использовать три цвета, расположенные на равном удалении друг от друга по цветовому кругу, то есть под углом 120 градусов.
Нюансная триада
Используйте три цвета, расположенные рядом по цветовому кругу (нюансный вариант).
Триада из двух близких цветов и одного с противоположной стороны цветового круга
Используйте два близких цвета, а третий возьмите с противоположной стороны цветового круга. Этот вариант цветовой организации напоминает диаду из дополнительных цветов, только один цвет состоит из двух соседних.
Квадриада
Третья цветовая организация называется квадриадой, поскольку состоит из четырех цветов.
Четыре цвета на равном удалении друг от друга
Возьмите четыре цвета на равном удалении друг от друга по цветовому кругу, т.е. под углом 90 градусов. Можно сказать, что это две диады, расположенные крестообразно.
Нюансная квадриада
Используйте четыре цвета, расположенные один за другим в цветовом круге (нюансный вариант).
Квадриада из двух близких цветов и двух противоположных им по цветовому кругу
Возьмите две пары дополнительных цветов так, чтобы в них были два близких цвета.
Квадриада из трех близких цветов и одного с противоположной стороны цветового круга
Для этой работы возьмите 3 цвета рядом и один с противоположной стороны цветового круга.
Все перечисленные варианты являются основными, при этом возможны поиски и других по инициативе художника. Можно вспомнить работы П. Синьяка, основанные на семи цветах спектра, изменяемых по светлоте, с помощью которых, разработав буквально математическую систему расположения цветов пуантилистическим способом, художник создал удивительные по цвету произведения.
Мы рассмотрели несколько вариантов цветовой организации, которые, ограничивая цветовую палитру, не мешают выполнению сложных цветовых задач, как станкового, так и декоративного характера.