В заключение работы мне хочется рассмотреть особенности восприятия цветового пятна и благоприятные и неблагоприятные цветовые сочетания.
В одной из глав, знакомясь с цветовым и светлотным контрастом, мы отмечали, что отдельно взятый цвет зависим по своему восприятию от цветового окружения, но это, оказывается, не единственный фактор, определяющий особенности восприятия цвета. Ниже приведен перечень обстоятельств, от которых зависит восприятие человеком того или иного цветового пятна. При этом, как обязательные, сюда вошли три основные цветовые характеристики: теплохолодность, светлота и насыщенность.
Итак, восприятие цвета человеком определяют следующие факторы:
- Теплохолодность (длина цветовой волны).
- Светлота (интенсивность светового потока на отражающую поверхность).
- Насыщенность (количественное присутствие чистого спектрального цвета).
- Окружающая цветовая среда.
- Характер света, освещающего цветную поверхность.
- Среда, через которую мы смотрим на цветовое пятно.
- Расстояние от наблюдателя до цветового пятна.
- Размер цветового пятна.
- Геометрическая форма поверхности (круг, квадрат, треугольник и пр.).
- Характер объема предмета.
- Фактура поверхности.
- Красочный материал, покрывающий предмет.
- Способ нанесения красочного материала.
- Угол падения света на предмет
- Индивидуальное субъективное восприятие цвета.
Даже учитывая всё перечисленное, мы с очень малой долей уверенности можем утверждать заранее какое цветовое сочетание является благоприятным и гармоничным, а какое неудачным. Здесь важен большой опыт работы с цветом, хотя и он не всегда может дать правильный ответ, поскольку очень трудно предусмотреть все обстоятельства восприятия цвета.
И тем не менее, определенные правила можно предложить, исходя из имеющегося опыта.
Возьмем самые простейшие примеры в виде своеобразных флажков, которые помогут нам, до какой то степени, разобраться в том, где благоприятные, а где неблагоприятные цветовые сочетания.
Итак, рассмотрим сначала благоприятные сочетания.
- Отлично сочетаются два противоположных по цветовому кругу цвета, один из которых занимает большую площадь (и это необходимое условие). Кстати, крупные художники-живописцы активно использовали такое сочетание в качестве колористической основы своих произведений.
- Хорошо сочетаются близкие по цветовому кругу цвета, если один из них темнее своей первоначальной спектральной светлоты, а другой сохраняет ее или даже светлее.
- Почти беспроигрышным бывает вариант из 2-х практически любых цветов, между которыми расположено белое или светлое пятно, примиряющее взятые цвета.
Теперь перейдем к неблагоприятным цветовым сочетаниям.
- Как правило, плохо уживаются два дополнительных цвета, взятые в равных площадях, поскольку они гасят друг друга.
- Неудачное цветовое сочетание получается в тех случаях, когда берутся два цвета одинаковых по светлоте и насыщенности.
- К неблагоприятным сочетаниям можно, также, отнести соседство двух цветов, расположенных в цветовом круге под углом 90 градусов.
Все перечисленное можно рассматривать как очень приблизительные правила, своего рода рекомендации на основе практической работы, поскольку на взаимодействие цветов влияет целый перечень условий.
На этом, как мне представляется, можно завершить предлагаемое пособие по цветоведению. В конечном счете, каждый заинтересованный учащийся, а возможно и художник, используя те или иные правила, предложения и рекомендации, представленные в тексте, сможет найти что-то свое, опираясь на личный опыт в работе с цветом. В чем автор от души желает успеха каждому.