Окружающий нас мир и мы, люди, бесконечно многообразны в цвете. И тем не менее, обозначая цветовой признак предмета, мы часто выделяем определенные цветовые группы: цветы — красные, желтые или синие, трава и деревья — зеленые, небо и вода — голубые и т.д. Встречая более сложный оттенок, мы усложняем и определение: розовый, коричневатый, песочный, кремовый, стальной. И, наконец, встречая цвет сложный, не совсем понятный, мы шутливо называем его «серо-буро-малиновый в крапинку».
В дальнейшем, знакомясь с природой цвета, его характеристиками, мы сможем достаточно точно давать ему определение. В этом нам поможет цветоведение, сравнительно молодая область знания, насчитывающая приблизительно двести лет. И это несмотря на то, что исследования в области цвета проводились с давних времен. Вопросами цвета занимались художники в эпоху Возрождения, художники западной Европы более позднего времени, русские художники Чистяковской школы, уже упомянутые импрессионисты, основоположники дизайна в Германии и России, и даже поэты и музыканты. Если брать научный аспект, то значительные исследования в области цвета проводил Исаак Ньютон, выдвинувший, ко всему прочему, удивительное предположение о связи цвета и музыки, снисходительно отвергнутое поздними исследователями. Как цельное знание цветоведение сформировалось в результате обобщения необходимого количества знаний в области цвета.
В настоящее время мы можем сказать, что цветоведение — это наука, изучающая причины возникновения цвета, его характеристики, а также влияние на природу и на человека, как на часть природы. При этом, влияние может быть физическим, психологическим и эстетическим. Нас, в данном случае, будет интересовать влияние эстетическое, и, в определенной мере, психологическое, словом, то, что наиболее важно и интересно для художника.
Восприятие цвета невозможно без источника света, — в абсолютной темноте мы ничего не увидим. Свет идет от Солнца и других небесных тел: Луны и ярких звёзд, порой теряющихся в электрическом свете современных мегаполисов. Свет идет от костра, свечи и раскаленных металлов. Важно в данном случае то, что цвет неотделим от света, как природного, так и искусственного.
В этой связи невольно напрашивается следующая схема восприятия цвета. Луч света, попадая на поверхность предмета, отражается с ее цветом в наш зрительный аппарат, глаза, и таким образом мы его видим. Казалось бы, всё просто и понятно, но на самом деле все обстоит гораздо сложнее. Исследования ученых-физиков показывают, что видимый нами цвет предмета содержится в самом источнике света, и об этом необходимо вкратце сказать.
Вряд ли найдется человек, который не испытывал бы чувство восхищения и удивления при виде природного явления, называемого радугой и состоящего из семи цветов, порядок расположения которых обозначен мнемонической фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первые буквы слов напоминают нам о порядке и названии цветов в радуге: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Мне пришлось видеть радугу самых различных видов, и об этом можно было бы написать отдельную статью. Но чаще всего, нам встречается радуга-дуга на фоне уходящей дождевой тучи, как только выглянет солнце.
Объясняется это необыкновенно красивое природное явление тем, что лучи солнца, проходя через воздух, насыщенный мелкими каплями воды, и преломляясь через них, раскладываются на семь отдельных цветовых лучей, называемых цветовым спектром. Забегая вперед, можно сказать, что, соединив вместе цветовые лучи, мы снова получим бесцветный световой луч.
Полосу спектра (радугу) можно получить и искусственным путем, пропустив луч света через прозрачную призму, которая разложит его на семь цветов. То же самое мы часто наблюдаем в домашних условиях при попадании луча света на боковую грань зеркала, или другого стеклянного предмета. Цвета спектра являются основными цветами в природе. Это проверил опытным путем Исаак Ньютон, пропуская через призму в отдельности каждый из семи цветов, при этом они не раскладывались на составляющие.
Теперь самая простая схема восприятия нами того или иного цвета выглядит следующим образом. Луч света, состоящий из семи цветов попадает, к примеру, на зеленую поверхность травы. При этом шесть цветов, травой поглощаются, а зеленый, отражаясь, попадает к нам в глаза. Таким образом мы видим зелёный цвет травы. Если, при этом появляются желтые одуванчики, то они будут отражать желтые лучи спектра и т. д.
Цветовой спектр является видимой частью огромной шкалы электромагнитных колебаний. Представьте себе миллиметр — величину, доступную нашему глазу — и разделите её на тысячу частей, это будет микрон, а затем микрон, в свою очередь, разделите также, на тысячу частей, это и будет миллимикрон (ммк). Красный цвет, с которого начинается спектр, мы видим при 625-740 ммк, а фиолетовый, которым он заканчивается, при 380-440 ммк. То есть, все видимые цветовые волны находятся в пределах одного микрона, или тысячной части миллиметра.
Теперь изобразим полоску спектра солнечного света, как основного на земле (Таблица 1).
Глядя на неё, можно заметить, что красные и оранжевые цвета занимают большие участки спектра по отношению к другим цветам. Для наглядности разграничим цвета между собой (1б). Надо отметить, что любой источник света, включая огонь и раскаленные вещества, имеет свой характерный спектр, но состоящий из тех же семи цветов. В нашей работе мы будем использовать спектр с равномерно расположенными цветами (1в), поскольку это будет удобно при построении схем и цветового круга, о чем речь пойдет далее.
Посмотрим внимательно на цветовое сочетание спектра. Прежде всего, оно очень красиво. При этом, каждый последующий цвет гармонично «вытекает» из предыдущего. Часто похожее сочетание цветов мы встречаем в природе, особенно при восходе и закате солнца.
Есть и ещё одна удивительная особенность спектра: все его цвета являются противоположными по отношению друг другу. Это можно проверить следующим образом:
Положите перед собой полоску спектра и посмотрите в её середину, не мигая, в течение тринадцати секунд, затем быстро переведите взгляд на чистый лист бумаги. Через несколько секунд вы увидите светящуюся цветовую полоску, такого же размера, на которой цвета поменяют свои места: на месте красного появится зелено-голубой, на месте оранжевого — сине-голубой, на месте желтого — сине-фиолетовый, на месте зеленого — фиолетово-красный, на месте голубого — красно-оранжевый, на месте синего — оранжево-желтый, на месте фиолетового — желто-зеленый.
Такой эффект объясняется защитной реакцией наших глаз на длительное цветовое воздействие, которая создает цвет противоположный.
Для того, чтобы картина с противоположными цветами стала наглядной, без использования, зрительного упражнения, возьмем цветовую полосу и замкнём её кольцом, соединив красный цвет с фиолетовым. Получится цветовой круг с диаметрально расположенными противоположными цветами (таблица 2).
Для еще большей наглядности, между основными цветами расположим промежуточные, и тогда очень хорошо будут видны все противоположные цвета, которые часто называют дополнительными (2б).
Между основными цветами можно расположить бесчисленное множество оттенков, но есть при этом разумные ограничения. Разные авторы работ по цветоведению выбирают свой, наиболее удобный вариант круга. Швед Оствальд, например, строит свой круг на основе восьми цветов, располагая пурпурный цвет между красным и фиолетовым. Иногда используют шесть цветов, убирая голубой, якобы несуществующий в природе. Также, и количество промежуточных цветов у разных авторов берется по разному. Мне же кажется, что в основе цветового круга должно быть семь цветов, как это существует в цветовом спектре.
Таким образом, между основными цветами спектра располагаются промежуточные, содержащие равное количество основных цветов, что позволяет хорошо увидеть противоположные (дополнительные) цвета. Кроме этого, мной предлагается ввести еще четырнадцать оттенков. Возьмем, например, оранжевый и красный цвет. Между ними будет располагаться промежуточный, то есть содержащий в равной мере тот и другой цвет. Теперь, между оранжевым и промежуточным расположится красно-оранжевый оттенок, тогда как, между красным и промежуточным — оранжево-красный. Как видно, это не одинаковые оттенки, поскольку один из них ближе к оранжевому, другой, к красному цвету. Акцент на втором слове, при определении оттенка, как раз и указывает на близость к основному спектральному цвету.
При взгляде на спектральный круг, невольно возникает вопрос о том, как такое небольшое количество цвета позволяет нам увидеть бесконечное множество сложнейших оттенков в природе? Увеличение цветовых промежуточных оттенков в круге лишь отчасти отвечает на поставленный вопрос, поскольку все эти оттенки сохраняют чистый спектральный характер. Более полный ответ даст нам знакомство с тремя цветовыми характеристиками, о которых речь пойдет в следующей главе.