При внимательном взгляде на цветовой круг, можно заметить несколько особенностей: его желтая часть более светлая, чем синяя, а красная более активная, чем зеленая. Но самая главная особенность его заключается в том, что зрительно цветовой круг не лежит в одной плоскости, в данном случае на листе бумаги. Желто-оранжевая группа цветов словно приподнята над поверхностью, тогда как сине-голубая находится под ней.
Таким образом, мы начинаем знакомство с первой цветовой характеристикой — теплохолодностью, на которой, в первую очередь, строится любая художественная деятельность с использованием цвета.
Вопрос о том, какой цвет является самым теплым, а какой самым холодным, может представляться несколько спорным, поскольку каждый человек от природы воспринимает цвета по своему. Впрочем, эти расхождения незначительны. Очевидно то, что желтый цвет с примесью оранжевого даст нам самый теплый оттенок, а синий с голубым — самый холодный. Здесь уместна природная аналогия: с одной стороны солнце, огонь, раскаленный металл, с другой — лед на срезе, вечерний снег, глубина морской воды и т.д. Это является абсолютным показателем теплого и холодного цвета. Кроме того, в художественной практике мы пользуемся относительной теплохолодностью: желтый цвет теплее зеленого, зеленый теплее голубого, или оранжевый теплее красного, красный теплее фиолетового. Это самые простые примеры.
Теплые и холодные цвета отличаются длиной цветовой волны, у теплых, как правило, волна длиннее, у холодных — короче. Возможно, именно по этой причине, теплые оттенки имеют способность зрительно приближаться к зрителю, а холодные — отдаляться, что очень убедительно видно в природе. Днем, глядя на уходящие к горизонту облака на фоне сине-голубого неба, мы ощущаем гораздо большее пространство, чем вечером при заходе солнца на фоне золотисто-красного. Образно это состояние подмечено в стихотворении В.В. Маяковского:
А за деревнею дыра,
И в ту дыру, наверное,
Садилось солнце каждый раз
И медленно, и верно.
В связи с этим, хотелось бы упомянуть об одном парадоксальном цветовом явлении в природе. Известно, что темные или цветные предметы, по мере удаления от зрителя, приобретают холодный оттенок, что объясняется задерживанием в воздушной среде холодных (коротких) лучей спектра, образующих своеобразную холодную завесу. В тоже время белые или светлые предметы, удаляясь становятся теплее. Дело в том, что они отражают практически все цвета спектра, и красные и оранжевые цвета, имеющие большую длину волны, легче проходят толщу атмосферы. По этой причине, облака, освещенные солнцем, или светлые строения, по мере удаления, приобретают оранжевые и розовые оттенки, а дальний лес — холодные.
Теплые цвета отличаются большей заметностью в пространстве, в связи с чем опасные элементы производственного интерьера, движущиеся части машин, одежда людей, работающих в условиях повышенной опасности, чаще всего имеют желтый и оранжевый цвет. Использование теплых тонов в интерьере создает ощущение солнечности, теплоты и уюта, тогда как, холодные, увеличивая пространство, несут в себе спокойствие и прохладу.
В изобразительном искусстве художники используют теплые тона для того, чтобы вытащить на передний план необходимые предметы. На иллюстрациях представлены упражнения из простейших геометрических элементов, где графическая композиция подкреплена особенностью восприятия теплого и холодного цвета (таблица 4).
Итак, мы познакомились с первой цветовой характеристикой — теплохолодностью и перейдем теперь к характеристике второй, которая называется светлотой. В некоторых материалах по цветоведению и в разговорной практике среди художников ее называют яркостью.
Светлота определяется интенсивностью светового потока, падающего на цветовую поверхность. Интенсивность имеет свои пределы, за которыми глаз человека не способен её воспринимать. С одной стороны свет солнца, электросварки, с другой — полное отсутствие источника света. Поэтому, мы возьмем такую светлотную шкалу, которая воспринимается человеческим глазом. Самым светлым считается у художников полированное серебро на свету, а самым темным — черный бархат в тени. Между ними находится теоретически бесчисленное множество серых оттенков, называемых ахроматическим рядом, то есть не имеющим цвета. Можно изобразить его в упрощенном виде с помощью белой и черной красок, подмешивая к белой, с каждой ступенью, все большее количество черной.
Теперь посмотрим, как будет меняться светлота того или иного спектрального цвета. Для этого будем подмешивать к нему с одной стороны белила, с другой — черную краску. Чем больше световой поток, тем светлее цвет и, чем меньше — темнее. Порой считают, что при интенсивном световом потоке цвет звучит активнее, например, в яркий солнечный день. Это неверно. Опыт показывает, что лучше всего цвет воспринимается в светлый пасмурный день. Кстати, по этой причине, многие художники-живописцы стараются не выставлять свои работы при слишком ярком освещении. Приведем, в качестве примера изменения цвета по светлоте следующую таблицу. Обратите внимание, что цвет жёлтый, сам по себе светлый, даст больше темных оттенков, тогда как синий, темный, — больше светлых.
Интересный результат изменения цвета по светлоте можно получить, используя геометрические композиции. При этом заметно увеличивается наша цветовая палитра с появлением более сложных оттенков: розовых, бордовых, коричневых, охристых, оливковых и т.д.
И, наконец, переходим к последней, третьей характеристике цвета — насыщенности.
Под насыщенностью понимается содержание чистого спектрального цвета в той или иной смеси с другими цветами. Ахроматический тон (серый), соответствующий спектральному цвету по светлоте, является той идеальной смесью, которая при добавлении к цвету уменьшит его насыщенность, но не изменит его ни по светлоте, ни по теплохолодности. На черно-белой фотографии такой ахроматический тон и спектральный цвет будут представлять единое серое пятно. Каждому спектральному цвету соответствует свой ахроматический тон. Ниже представлена таблица со ступенями убывающих цветов, полученных в результате добавления соответствующих ахроматических тонов.
Как видно, изменение цветовой насыщенности позволяет получить удивительное многообразие нежных, пастельных тонов, необычайно тонких и сложных.
Кстати, отметим, что цветовая насыщенность, отчасти меняется и при изменении цвета по светлоте, но только отчасти.